Г.В. Плеханов
(«перепрыгивание» через класс).
(курсы с углубленным изучением предметов).
(исследовательская и проектная деятельность; использование активных форм организации обучения; объединения по интересам, факультативы, корректирующие, развивающие и интегративные программы и др.)
(использование оригинальных объяснений, пересмотр имеющихся сведений, поиск новых смыслов и альтернативных интерпретаций и др.)
Работа с одаренными детьми должна строиться на следующих принципах:
- принцип дифференциации и индивидуализации обучения, высшим уровнем реализации которых является разработка индивидуальной программы развития одаренного ребенка;
- принцип максимального разнообразия предоставляемых возможностей;
- принцип обеспечения свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг;
- принцип возрастания роли внеурочной деятельности одаренных детей через объединения по интересам, факультативы, работу в НОУ;
- принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися;
- принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальной роли учителя.
Условия успешной работы с одаренными учащимися
- Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
- Создание и постоянное совершенствование методической системы в работе с одаренными учащимися.
- Признание руководством и коллективом школы того, что реализация системы работы с одаренными учащимися является одним из приоритетных направлений в работе.
- Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.
Формы работы с одаренными детьми:
- организация учебных занятий (работа в парах, в малых группах);
- групповые и индивидуальные занятия стимулирующего характера с сильными учащимися
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- консультирование по возникшей проблеме;
- участие в олимпиадах, конкурсах и викторинах;
- интеллектуальные марафоны;
- занятия по интересам;
- факультативные занятия
- творческие и разноуровневые задания, тесты и тренажеры.
Современные педагогические технологии в работе с одаренными детьми:
- ИКТ- технологии
- технология проектной деятельности
- игровые технологии
- развивающее обучении
- развитие критического мышления
- технология проблемного обучения
- технология разноуровнего обучения
- технология исследовательской деятельности
- технология коллективной творческой деятельности
- личностно-ориентированное развивающее обучение
- технология саморазвивающего обучения
Учитель должен быть…
- Талантливым, способным к экспериментальной и творческой деятельности;
- Профессионально грамотным;
- Интеллигентным, нравственным и эрудированным;
- Владеть современными педагогическими технологиями;
- Иметь позитивную Я- концепцию, быть целеустремленным, настойчивым,
эмоционально стабильным;
- Умелым организатором образовательного процесса, психологом.
Учитель должен уметь…
- Обогащать учебные программы, т.е. обновлять и расширять содержание образования;
- Работать дифференцированно, осуществлять индивидуальный подход и консультировать учащихся;
- Стимулировать познавательные способности учащихся;
- Принимать взвешенные психолого-педагогические решения
- Анализировать свою деятельность и всего класса;
- Отбирать и готовить материал для коллективных творческих дел.
Требования к личности учителя, работающего с одаренными детьми
- Желание работать нестандартно
- Увлеченность своим делом
- Поисковая активность
- Любознательность
- Эрудированность
- Знание психологии одаренных детей
- Мотивационная готовность к работе с одаренными детьми
ПАМЯТКА по работе по подготовке учащихся к олимпиаде
1. Выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через
наблюдения в ходе уроков;
организацию исследовательской, кружковой работы и проведение других внеклассных мероприятий по предмету;
оценку способностей школьников и анализ их успеваемости по смежным дисциплинам
2.Создаём творческую группу, команду школьников, готовящихся к олимпиадам, которая позволяет
реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку новых участников
уменьшить нагрузку учителя, так как часть работы по подготовке младших могут взять на себя старшие (обучая других, они будут совершенствовать и свои знания)
Работать по принципу «солёного огурца» (В.Ф.Шаталов)
3.Планируем работу.
при планировании работы с группой школьников следует избегать формализма и излишней заорганизованности
оптимальным будет построение индивидуальных образовательных траекторий для каждого участника (свободное посещение и продолжительность занятий, свободный выбор типа заданий, разделов предмета для изучения, используемых пособий)
не превращать работу группы в пустое времяпровождение
наличие группы школьников не означает преобладания групповых форм работы: такие формы должны быть возможно более краткими и наиболее интересными для всех присутствующих.
основной формой работы на занятиях группы буду различные формы индивидуальной и парной работы
4.Расширяем кругозор:
читаем книги, журналы
работаем в Интернете
общаемся дистанционно
участвуем в дистанционных школах и т.д.
5. Решаем задачи.
нужно стремиться дать каждому члену группы свободу выбора, индивидуальную образовательную траекторию
создать «книгу задач» (задания систематизированы по типам, способам решения, по сложности)
6. Работаем руками.
Развиваем умения непосредственно работать с инструментами, веществами, реактивами, приборами и т. д.
7. И не останавливаемся.
раскрыть » / « свернуть