РусскийБеларускiEnglish

 

Государственное учреждение образования

"Колодищанская средняя школа"

Министерство образования Республики Беларусь
Отдел образования, спорта и туризма Минского райисполкома

Государственное учреждение образования
"КОЛОДИЩАНСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА "

 

Одно окно | Об учреждении | Учительская | Учащимся | Родителям | Сервисы | Расписание | Знаменитые выпускники | Попечительский совет | ПРОПУСКНОЙ РЕЖИМ | Аттестация педагогов | Специальное образование | К началу 2018/2019 учебного года | Ресурсный центр по профориентации учащихся "Мечтая о профессии" | Мы в проекте

 

Меню раздела

 

 

 

 

статистика посещений

Яндекс.Метрика

 

 


ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК ИДЕТ В ПЕРВЫЙ КЛАСС,

ДАЙТЕ ЛЕТОМ ЕМУ НАИГРАТЬСЯ

Прежде всего, обучение в школе - это достаточно тяжелая в умственном и физическом плане работа. Поэтому ребенок должен быть физически к ней готов. Наличие острых и хронических заболеваний не означает невозможность обучения, но требует обязательной консультации у медиков.

Вторую группу признаков готовности к школьному обучению составляют признаки социальной готовности. Если ваш ребенок активно играет со сверстниками, живо интересуется всем происходящим, любит задавать вопросы, значит, его социальное развитие благоприятно для начала школьных занятий. Чрезмерная робость, боязливость, застенчивость в общении с посторонними людьми, безразличие к самому себе могут на первых порах усложнить процесс адаптации (привыкания) к школе, но опять-таки не означают невозможность обучения. Таким детям лишь требуются более внимательное и заботливое отношение со стороны родителей и учителей и грамотное руководство их деятельностью.
Очень важным моментом является и интеллектуальная готовность ребенка к школе. Количество знаний и умение справляться с различными заданиями на смекалку и сообразительность, умение читать, конечно, являются показателем готовности вашего ребенка к обучению. Но здесь необходимо учитывать следующие психологические моменты.
 Ваш ребенок вместе с остальными детьми будет учиться делать то, что он уже умеет. Довольно часто бывает, что на этом первоначальном этапе обучения дети, уже владеющие этими навыками, теряют интерес к учебе ("я и так все это знаю") и останавливаются в развитии. Учебной деятельности, как таковой, в этот момент у него не происходит, ребенку откровенно скучно. Когда запас знаний, полученных до школы, будет исчерпан, могут возникнуть проблемы с учебой: интерес потерян, появляются первые признаки неуспеха и возникает необходимость напряженно трудиться.
Поэтому, если ваш ребенок очень много знает, умеет читать, писать и считать, то, может быть, имеет смысл отдать его в гимназию, где уровень сложности для него будет оптимальным для поддержания интереса к учебе. Но, принимая такое решение, подходите к нему объективно, действуя в интересах ребенка, а не с точки зрения удовлетворения вполне понятного родительского тщеславия.
Обычно только к 7 годам у ребенка появляется потребность сменить игровую деятельность на учебную, так как игра перестает быть для него лучшим источником развития. Но среди первоклассников встречаются дети, которые не наигрались. Примерно 15% учащихся первых классов, по результатам опросов, ходят в школу, потому что там есть с кем поиграть на переменах.
В дошкольном возрасте существует прекрасная возможность развития у ребенка психических процессов: памяти, внимания, воображения, мышления. Подмена развития обучением (что наблюдается в некоторых детских садах) как раз и может спровоцировать все вышеизложенные негативные моменты.
В книжных магазинах сейчас можно найти довольно много литературы для родителей по развитию у детей памяти, логического мышления, внимания. Детям обычно очень нравятся эти упражнения, они охотно будут отыскивать зверей, спрятавшихся на картинке, искать выход из запутанного лабиринта, придумывать слова на предложенные буквы и т.п. Это гораздо более полезно для психики ребенка летом перед первым классом, чем сидеть и учиться писать буквы и цифры, тем более если у него нет сейчас такого желания, а занятия с ним обусловлены только тревогой родителей за его будущие школьные успехи. Важно не отбить интерес к учебе еще до школы, не вызвать отвращение к познавательной деятельности, чтобы будущая учеба стала не только трудом, но и радостью.
 
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС - ПРАЗДНИК ИЛИ СТРЕСС?
 
Еще с середины августа ваше чадо играет исключительно в школу, десятки раз перебирает карандаши и тетради в новеньком ранце. Первого сентября вскакивает ни с свет, ни заря, и вот, в парадной одежке и с огромным букетом гордо вышагивает в сопровождении почетного эскорта родственников навстречу своему первому школьному дню. Куда же уходит это ощущение праздника? Почему так скоро гаснет радостный блеск в глазенках малыша, а школа из храма науки уже через несколько недель, а то и дней, превращается в унылое царство скуки или даже в тюрьму?
Пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении в школу. Провожая малыша в первый класс, родители почему-то думают, что он автоматически переходит в другую возрастную и социальную категорию. Как поется в известной песенке, "называли тебя дошколенком, а теперь первоклашкой зовут". Зовут-то, конечно, зовут, но потребуется не один день и даже не одна неделя, прежде чем ребенок поймет, а что это, собственно, такое, быть школьником. И от вашего поведения во многом зависит, к каким выводам он придет.
В первый школьный год проблемы возникают практически у всех детей: детсадовских и "домашних", хорошо подготовленных к школе и едва читающих, бойких и застенчивых, усидчивых и непосед. Поэтому будьте бдительны, замечайте любые изменения в поведении, настроении, состоянии здоровья малыша и решайте все проблемы как можно быстрее.
Почему-то почти все родители уверены, что их ребенок в школе будет отличником. Когда оказывается, что их умненький, раскованный, сообразительный малыш почему-то не справляется со школьными требованиями, многие папы и мамы чувствуют себя разочарованными и обманутыми в своих ожиданиях. На детскую головку обрушивается град упреков: неусидчивый, не стараешься, грязнуля, растяпа… Но ведь не только родители, но и сам малыш предполагал, что будет хорошо учиться. Он и сам недоумевает, почему у него ничего не получается, а тут самые близкие люди, на поддержку которых он рассчитывает, ругают и наказывают. У ребенка может сложиться впечатление, что его перестали любить. То есть, не совсем перестали, но, если раньше его любили безусловно, то есть, просто за то, что он есть, то теперь он должен любовь заслужить. Представьте себе, что испытали бы вы, если бы у вас были проблемы на работе, а ваш супруг, вместо того, чтобы просто посочувствовать или дать дельный совет, начал упрекать вас за неусидчивость или неумение ладить с начальством.
В начальной школе вообще не стоить зацикливаться на оценках. Конечно, есть счастливчики, которые, не особенно напрягаясь, учатся на "отлично" от первого до последнего класса. В большинстве же случаев дети, которые были отличниками в начальной школе, становятся рядовыми учениками в средней. И наоборот, очень часто головная боль учительницы, горе-ученик классу к шестому-седьмому выравнивается и блестяще заканчивает школу. По правде говоря, учителя в младших классах вообще могут не выставлять оценок, формально учитываются только итоговые оценки за третий (четвертый) класс.
Если у малыша не ладится с учебой, постарайтесь воздержаться от упреков и нравоучений. Для начала успокойте его и заверьте, что будете любить его, какие бы отметки он не получал. Объясните, что в школу приходят учиться, а те, кто уже все умеет, может сразу поступать в институт, а когда учатся, может сразу и не выйти. Напомните малышу как он учился плавать, кататься на велосипеде или роликах и тоже сначала не выходило и было очень трудно, а зато когда получилось, то сразу стало очень весело. Вот также будет и с письмом, надо только побольше тренироваться. Потом стоит понаблюдать за ребенком и все же понять, в чем причина неудач.
Возможно, малыш просто устает. Практически всем детям, а особенно тем, кто не ходил в детский сад, с трудом удается приучить себя вставать в семь утра. В ход идут уговоры, угрозы, дело частенько заканчивается скандалом. В результате не выспавшийся, с утра взвинченный ребенок еле-еле успевает к началу занятий (а ведь многие добираются до школы в транспорте), с трудом высиживает уроки, переутомляется. Приготовление и проверка уроков с последующим "разбором полетов" во многих семьях приходится на вечер, когда родители возвращается с работы. Малыш перевозбуждается, не может вовремя заснуть.
Чтобы не создавать порочного круга, лучше еще до школы начать приучать будущего первоклассника к новому режиму, постепенно сдвигая время подъема и отхода ко сну. Если вы этого не сделали, вам придется проявить твердость и настоять на том, чтобы ребенок отправлялся спать не позднее девяти часов вечера, в том числе и в выходные. Часа за полтора до сна стоит прекратить просмотр телепередач и буйные игры. Естественно, что и уроки следует закончить никак не позднее. Лучше всего, пойдите с малышом на полчасика прогуляться перед сном, поговорите с ним о прошедшем дне, успокойте, если его что-то волнует. Легко возбудимым детям за час до сна стоит дать легкий успокоительный чай и принять теплую ванну с травами.
Утром начинайте будить ребенка немного раньше, чем необходимо, чтобы у него было время "раскачаться". Можно попробовать включать веселую музыку или мультик. Многие дети спросонья не могут проглотить ни куска. Не настаивайте, лучше положите в портфель стаканчик йогурта или бутерброд, чтобы малыш мог перекусить на первой перемене. Если ребенок привык спать днем, постарайтесь, чтобы он сохранил эту привычку хотя бы до конца первого класса. Скандалисту, вопящему, что он уже не маленький, объясните, что даже взрослые ложатся вздремнуть после работы. Ну, а если ваш малыш законченная "сова", да и для вас подъем в семь утра - пытка, переведите его учиться во вторую смену.
Чтобы избежать переутомления, постарайтесь, чтобы в первый школьный год в жизни ребенка не происходило кардинальных перемен: если есть возможность, не планируйте на это время рождение младенца, не меняйте места жительства, не проводите эксперименты с нетрадиционными методами питания и оздоровления, не начинайте водить малыша в кружки и секции, если вы не делали этого раньше, лучше даже не торопиться с покупкой домашнего животного.
Если ребенок хронически не успевает за одноклассниками, устает к середине урока, не может уследить за объяснениями учительницы, играет вместо того, чтобы выполнять задание, - возможно, он еще просто не дорос до школы. Малыш может быть сколь угодно сообразительным и развитым, даже уметь читать и писать, но если он оказался среди детей, которые старше его на шесть-десять месяцев, а то и на год, то учителя будут строить урок, ориентируясь на более старших, физически и психологически зрелых детей. Но даже если ребенок пошел в школу вовремя, может оказаться, что он психологически (а вовсе не интеллектуально!) не готов к учебе. В этом случае, не стоит мучить себя и малыша. Лучше побыстрее заберите его из школы, не дожидаясь, пока у него разовьется комплекс неудачника. Ни в коем случае не упрекайте беднягу. Ему и так нелегко. Объясните малышу, что это был только подготовительный класс, а по-настоящему он пойдет учиться через год. Лучше всего отдать его в потом в другую школу, чтобы ничто не напоминало о прошлогоднем провале.
Через неделю-другую учебы может оказаться, что ребенок, наоборот, опережает уровень первого класса. Мудрая опытная учительница, конечно же, найдет способ занять умницу делом, но, к сожалению, чаще всего развитые дети вынуждены мучительно скучать, пока их однокашники осваивают прописи и букварь. Не ждите, пока кроха утратит интерес к учебе или уверится, что школа - это место, куда ходят валять дурака и хватать пятерки. Если в школе есть класс с углубленной программой, переведите малыша туда, если нет, попробуйте "перескочить" во второй класс, причем, чем быстрее вы это сделаете, тем лучше он адаптируется в новой обстановке: пока класс будет заниматься повторением пройденного, можно будет ликвидировать возможные пробелы в знаниях. Только не стоит сразу принимать окончательное решение. Попросите, чтобы ребенку разрешили несколько дней походить во второй класс и проверить, сможет ли он там учиться. Как правило, администрация школы легко разрешает такие вещи.
Если малыш с первого взгляда заявил, что к этой учительнице он не пойдет, не считайте это капризом и обязательно прислушайтесь к его мнению: дети очень чутки к малейшей психологической несовместимости. Учительница, которая постоянно недовольна внешним видом вашего отпрыска, его поведением, голосом, почерком, манерой сидеть и пользоваться вилкой, играть на перемене и собирать портфель вряд ли ему подходит. Еще хуже, если учитель не обращает на ребенка внимания: то есть, ставит оценки, проверяет тетради, делает замечания, но все это как бы не видя, абсолютно равнодушно.
Заметив, что у малыша назревает конфликт с учительницей, немедленно встретьтесь с ней и попытайтесь выяснить, в чем дело. Если вы поймете, что речь идет о явной антипатии или психологической несовместимости, переводите ребенка в другой класс: ничего, кроме отвращения к учебе и комплекса неполноценности такая учительница ребенку не привьет. Вообще, при любых школьных конфликтах, как бы сложны и неприглядны они не были, малыш всегда должен чувствовать, что вы с ним - в одном лагере, помогаете ему выкарабкаться из сложной ситуации, а не ведете, заодно с директором и завучем, войну против него.
Самое сложное для первоклассников - это вовсе не научиться читать и считать (большинство детей, как правило, умеют это в той или иной степени еще до школы). Гораздо труднее освоить прописи (на это отводится ничтожно мало времени, всего одно полугодие), научиться аккуратно вести тетради, быстро писать под диктовку учителя. У вашего чада запредельная грязь в тетрадях, буквы не желают попадать на строчки и валятся в разные стороны? Не спешите обвинять его в неаккуратности и отсутствии прилежания. Скорее всего, у малыша плохо развита мелкая моторика. Вместо того, чтобы заставлять его часами просиживать за прописями, поиграйте в веселые пальчиковые игры, научите его складывать бумажные фигурки оригами, предложите побыть Золушкой: рассыпьте вперемешку рис, фасоль и гречку и попросите пальчиками рассортировать крупу. Можно купить красивые раскраски и поучиться аккуратно заштриховывать картинки или вырезать прописные буквы из наждачной бумаги и обводить их пальчиками. Если у ребенка вполне сносный и разборчивый почерк, но он не соответствует вкусу учительницы, ни в коем случае не разрешайте переучивать и тем более ругать и наказывать малыша: почерк - это проявление характера, и любое насилие в этой области может привести к тяжелейшей психологической травме, не говоря уж об испорченной осанке и зрении.
Проблемы с математикой чаще всего бывают у детей с более развитым правым полушарием мозга: они лучше справляются с чтением, письмом и вообще с вербальной деятельностью. К математике они не то что неспособны, но их просто нужно учить несколько иначе: например, малышу, может быть, сложно решать задачи, потому что он начинает вчитываться в сюжет, сопереживать зайчикам и белочкам, забывая о математических проблемах. В этом случае стоит научить его уходить от текста, например, с помощью схемы. Некоторым детям проще понять задачу на слух: достаточно бывает медленно и внятно проесть им условие, и они понимают, о чем идет речь. Если у малыша сложности с устным счетом, вам просто необходим "Стосчет" Зайцева: с помощью описанных в приложении игр и упражнений вы легко справитесь с этой проблемой.
Сложности с математикой, как правило, легко преодолимы, стоит только спокойно и творчески подойти к делу. Гораздо хуже, если малыш, несмотря на все ваши усилия, с трудом читает или пишет с грубыми и необъяснимыми орфографическими ошибками. Возможно, у вашего ребенка логопедическое расстройство: дисграфия или дислексия. Если вы заметили , что у малыша явные симптомы дисграфии: ребенок постоянно пропускает буквы или, наоборот, дублирует их, пишет буквы зеркально, путает глухие и звонкие согласные в сильной позиции, не видит границы слов, просто делает "дурацкие" ошибки, - как можно скорее обратитесь к школьному логопеду, если его нет в вашей школе, вам должны сообщить, в какой из школ района он принимает.
Если ребенок не ходил в детский сад, у него могут, особенно на первых порах, возникнуть проблемы в общении с другими детьми. Постарайтесь подготовить малыша к тому, что в школе с ним будут учиться очень разные дети, все они, наверное, будут очень хорошими, но разными, возможно, не похожими на него. Предупредите, что ему, возможно, не удастся сразу со всеми подружиться, но нужно постараться наладить хорошие отношения. Можно разыграть с помощью кукол различные ситуации, с которыми можно столкнуться в школе, и подумать, как из них можно было бы выйти. В конфликтах между детьми, которые, конечно же, неизбежны, не бросайтесь очертя голову защищать свое чадо или, наоборот, резко его отчитывать. Постарайтесь понять обе стороны, подскажите малышу, как бы вы поступили на его месте в неловкой ситуации.
Если малыш оказался аутсайдером, подумайте, как можно поднять его авторитет в классе. Возможно, его не берут в компанию просто потому, что у него нет "культовых" игрушек. В таком случае, вам придется пожертвовать своими принципами и купить-таки вожделенную Барби или человека-паука. Если вам это не по карману, попытайтесь сэкономить на чем-нибудь другом или одолжить игрушку у знакомых.
Над малышом смеются, потому что он не умеет быть опрятным? Обязательно потренируйтесь дома вытирать нос и завязывать шнурки, одевайте ребенку в школу только ту одежду с которой он может сам справиться, не допускайте, чтобы он выглядел смешным. Если малыш неловок, не умеет играть в подвижные игры, поиграйте с ним в классики и вышибалы, запишите в спортивную секцию.
Может быть, ребенок просто не умеет знакомиться и завязывать отношения. Расскажите ему, как начать разговор с малознакомым человеком, устройте небольшую вечеринку или пикник и предложите пригласить ребят, с которыми ему хотелось бы дружить. Придумайте такие игры, которые помогли бы детям завязать дружбу. Сделайте так, чтобы ваш дом был всегда открыт для друзей ваших детей. Но обязательно объясните малышу, что нельзя покупать дружбу одноклассников с помощью чипсов, конфет и лимонада.
Если малыш от природы замкнут и не испытывает особой тяги к общению, не настаивайте и не тормошите его. Возможно, позже он найдет себе такого же приятеля-тихоню и будет предаваться вместе с ним уединенным беседам. Иногда робкие дети стремятся прежде всего завести личные отношения с учительницей. В принципе, в этом ничего плохого нет, особенно, если учительница отвечает малышу взаимностью. Следите только, чтобы ребенок не оказался в хрестоматийной роли любимчика, к которому учителя не всегда объективны и которые, отрабатывая свое особое положение, начинают "помогать" учительнице, ябедничая на товарищей.
Агрессивному ребенку постарайтесь объяснить, почему его поведение неприемлемо. Некоторые дети, попав в непривычную обстановку перевозбуждаются, переутомляются от избытка впечатлений. Таким детям, во всяком случае в первое время, стоит проводить вторую половину дня как можно спокойнее, избегать шумных зрелищ и буйных игр, пораньше ложиться спать. Возможно, малыш просто гиперактивен и не умеет играть спокойно. Тогда постарайтесь отдать его в спортивную секцию, где он будет "выпускать пар": например, в хоккейную или в школу восточных единоборств. Но излишняя агрессивность может свидетельствовать о внутреннем неблагополучии. Подумайте, все ли в порядке в ваших семейных отношениях, не подавляете ли вы ребенка дома, не слишком ли вы к нему строги, не требуете ли от него чрезмерной аккуратности или непомерных успехов в школе.
Если у ребенка есть какие-то физические дефекты, и над ним смеются из-за этого, постарайтесь, если возможно, их скорректировать. Небольшие изъяны внешности можно исправить с помощью подходящей одежды или прически. Если проблемы серьезные, научите малыша вести себя так, чтобы они не бросались в глаза. Здесь вам, возможно, понадобится помощь психолога. Главное, не допускайте, чтобы у ребенка сформировался комплекс калеки. Если малыш будет вести себя раскованно и непринужденно, активно принимать посильное участие в детских играх, другие дети скоро забудут о его недуге.
Многие родители чрезмерно опекают первоклассников: провожают и встречают их из школы, делают вместе с ними уроки, контролируя буквально каждый их шаг. Если школа находится не на другом конце города, потихоньку приучайте малыша добираться до нее самостоятельно. Научите его правилам безопасности и дорожного движения, попросите, чтобы он "проводил" вас до школы и обратно. Когда вы почувствуете, что малыш готов к самостоятельным путешествиям, начните отпускать его на небольшие расстояния, например, в ближайший киоск за молоком. Можно приурочить первый самостоятельны поход в школу к какому-нибудь знаменательному событию: например, дню рождения, началу последней школьной четверти. Обязательно приобретите ребенку часы и требуйте, чтобы он неукоснительно приходил домой в оговоренное время. К концу первого - началу второго класса спокойный уравновешенный ребенок вполне может самостоятельно перейти через не слишком оживленный перекресток, проехать несколько остановок в наземном транспорте.
Не стоит слишком активно вмешиваться в учебу. Конечно, помогать придется, особенно на первых порах, но делайте это лишь тогда, когда малыш сам вас об этом попросит. Если он активно отказывается дать вам тетради на проверку, не настаивайте, пусть учится сам отвечать за свои школьные дела, это будет гораздо полезнее пятерок, полученных под вашим недреманным оком.
Очень скоро жизнь войдет в нормальную колею, страсти улягутся, и вам будет казаться, что малыш уже давным-давно учится в школе. И все же, первый класс с его радостями и неурядицами останется в памяти малыша, а опыт, приобретенный в первый "взрослый" год во многом предопределит всю его дальнейшую жизнь.
 
 
ПЕРВЫЙ РАЗ В ПЕРВЫЙ КЛАСС
Дети, рожденные летом, до 12 лет несколько отстают в развитии от сверстников, появившихся на свет в другие времена года, утверждают ученые британской Образовательной исследовательской ассоциации. Возможно, их открытие поможет родителям решить непростой вопрос, стоит ли вести ребенка в школу в этом году или подождать еще годик.
В ходе эксперимента на скорость чтения, в котором участвовали более 7 тысяч детей, специалисты установили, что «летние» ученики читают медленнее, не всегда могут полностью сосредоточиться и часто отвлекаются.
По мнению исследователей, это связано с тем, что дети, рожденные летом, чаще всего оказываются самыми маленькими в общем школьном потоке. «Наш эксперимент наглядно иллюстрирует ошибочность общепринятого мнения: чем раньше ребенок пойдет в школу, тем быстрее он начнет развиваться и плодотворно учиться», - делает вывод Каролина Шарп, одна из исследовательниц.
По ее мнению, в Великобритании эта разница особенно заметна, так как обучение в младших классах начинается с 6 лет, когда разница в возрасте (даже в несколько месяцев) и соответственно в развитии наиболее ощутима. Положение усугубляется еще и тем, что учителя часто начинают «давить» на «летних» подопечных, требуя от них стандартного уровня знаний.
Результаты эксперимента показали также, что в наиболее благоприятных условиях находятся дети, рожденные между сентябрем и декабрем. Разница в развитии между ними и детьми, чей день рождения приходится на летние месяцы, начинает уменьшаться к 10 годам, но полностью сходит на нет только после 12.
- Представьте себе состояние шестилетнего ребенка, который пошел в школу, - предлагает родителям врач-педиатр Людмила Ивановна ДЯКОВА. - Он привык в саду бегать, прыгать, играть, спать после обеда, а в школе сразу попадает в совершенно другую обстановку. Вынужден полдня сидеть неподвижно за партой и внимательно слушать учителя. На переменах - шум, гам, много народа. Малыш чувствует себя растерянным и незащищенным. Скорей бы домой! Но после школы надо делать уроки. Поспать удается редко, а ведь дневной сон очень важен даже для семилетних детей - что уж говорить про шестилеток! Получается, что маленький школьник все время находится в напряжении и не может расслабиться. Это угнетающе действует на нервную систему - она испытывает стресс, на фоне которого «всплывают» самые разные болячки.
«МЕДОТВОДЫ» ОТ ШКОЛЫ
·         Гиперактивным, чересчур возбудимым детям учеба тоже показана с 7 лет, не раньше. Неугомонные «шустрики» не могут долго сидеть неподвижно, сосредоточенно. Они будут постоянно ерзать во время урока, играть где-нибудь под партой вместо того, чтобы слушать учителя.
·         Если у ребенка повышенное внутричерепное давление, бронхиальная астма, порок сердца, ему противопоказано учиться с 6 лет.
·         Лучше подождать со школой еще год детям с дефектами зрения, например близорукостью, чтобы не слишком рано подвергать глаза дополнительной нагрузке.
·         Нередко шестилетки шепелявят, картавят, искажают буквы. Дефекты речи, как правило, отражаются на письме: например, ребенок может писать, как говорит - «Саса» вместо «Саша». Прежде чем повести малыша в первый класс, с помощью логопеда постарайтесь исправить эти недостатки.
·         Не стоит торопиться со школой детям-левшам. Доказано: они сложнее адаптируются к школе, чем их ровесники-правши. Само начало обучения может стать для них сильным «стрессовым фактором», который нередко приводит к астеническому неврозу (повышенной утомляемости, снижению работоспособности и страхам, повышенной возбудимости).
 «Я ХОЧУ ПОЙТИ В ШКОЛУ,
ПОТОМУ ЧТО МАМА МНЕ КРАСИВЫЙ ПОРТФЕЛЬ КУПИТ!»
- Для «похода» в первый класс ребенок должен не только окрепнуть физически, но и созреть психологически. Психологической зрелостью мы называем мотивационную и волевую готовность ребенка к школе, - рассказывает психолог Ольга ПРОСТАТИНА. - Мотивационная готовность - это то, почему ребенок хочет идти учиться. Некоторые дети сами говорят родителям: «Я не буду больше в сад ходить, мне там неинтересно. Хочу в школу, чтоб меня научили хорошо читать и писать» или «Там будут рассказывать о всяких интересных вещах». Подобные фразы - свидетельство психологической зрелости.
А если чадо заявляет: «Хочу в школу, потому что учительница будет нам сказки рассказывать» или «Мне мама купит красивый портфель» - это признак того, что ребенок к первому классу еще не готов. Детей, думающих, что школа - примерно то же, что и детский сад, либо привлекаемых чисто внешней стороной торжественного события: цветы, форма, - ждет разочарование в дальнейшем. Может появиться даже ненависть к школе или панический страх перед ней со всеми вытекающими отсюда невротическими расстройствами.
Мотивационную готовность должна дополнять и волевая, - проще говоря, усидчивость. Проведите простой тест: понаблюдайте, может ли ребенок, занимаясь каким-либо делом, играя, слушая вас, оставаться внимательным и сосредоточенным в течение 35 - 45 минут. Да? Он готов к школе.
 
ДУМАЙТЕ САМИ, РЕШАЙТЕ САМИ: ВЕСТИ ИЛИ НЕ ВЕСТИ...
Можно ли дать универсальный совет: в первый класс - только с 6 лет?
- Нет, конечно, - считает доктор медицинских наук, профессор кафедры нормальной физиологии Московской медицинской академии Олег Станиславович ГЛАЗЫЧЕВ. - Все это очень индивидуально. Кто-то в 6 лет совершенно готов к школе, а кому-то и в 8 еще рано. Учтите все: наследственность, атмосферу, в которой живет ребенок, состояние здоровья и его психофизиологическую зрелость. Окончательное решение отдавать ли шестилетку в школу принимайте не только в кругу семьи, а посоветовавшись со специалистами: педагогами, педиатром и психологом.  
 
Психологическое обеспечение процесса преемственности в обучении.
 
Поступление ребенка в школу и начальный период обучения влияет на образ жизни и деятельности ребенка. Этот период одинакова труден для детей, их родителей и педагоговРебенок, поступивший в школу, должен  быть зрелым в физиологическом и социальном отношении, достичь определенного уровня умственного и эмоционально-волевого развития.  С этой целью мы в апреле-мае проводим предварительную диагностику детей, но не для того, чтобы "«выбросить» слабых и неподготовленных и «навесить ярлыки», а для того, чтобы решить ряд задач по организации помощи этим детям. Мы выделяем следующие задачи этого этапа:
O     Выявить наиболее эффективные формы работы с семьей. Обеспечить контакт с ней, так как от участия семьи в учебно-воспитательном процессе школы зависит успешность адаптации и обучения ребенка в школе.
O     Изучить трудности, которые испытывают родители в обучении и воспитании детей, в процессе школьного обучения, а также определить причины этих трудностей.
O     Разработать индивидуальные рекомендации для родителей с целью преодоления возможных трудностей при обучении детей к школе.
На этом этапе  используются как индивидуальные так и групповые формы работы.
Каждый ребенок, поступая в школу, мечтает хорошо учиться. Однако разная степень подготовленности к школьному обучению, обусловленная различным уровнем психического развития детей особенности эмоционального реагирования и соматического здоровья не позволяют всем учащимся сразу же одинаково успешно овладеть школьной программой.
Поэтому следующим шагом является создание благоприятных условий для развития ребенка.
   Основные задачи этого этапа:
O     Создание условий успешной адаптации учащихся.
O     Активизация взаимодействия семьи и школы в интересах ребенка.
У учащихся исследуется уровень развития основных психических функций, внимания, памяти, мышления, взаимоотношения детей в классе, уровень школьной тревожности. Далее психологическое сопровождение осуществляется в виде проведения микрогрупповых коррекционных занятий с детьми, наиболее склонных к дезадаптации. Для родителей организуются тематические родительские собрания и индивидуальные консультации. В качестве примера можно привести тематику этих собраний и консультаций: «Как помочь младшим школьникам преодолевать трудности в поведении», «Психологические особенности детей младшего школьного возраста», «Предупреждение возможной дезадаптации младших школьников». Педагоги получают конкретные рекомендации по организации обучения каждого ребенка, а дети, имеющие склонность к дезадаптации, проходят контрольные обследования для оценки динамики их состояния. Результаты проведенных исследований фиксируются в карте психологического развития учащегося, которая хранится у психолога на протяжении периода обучения в начальной школе. 
НЕ ПОЙДУ Я В ЭТУ ШКОЛУ!
 
Отшумело 1 Сентября. Яркие букеты цветов, степенные старшеклассники, серьезные первоклашки, взволнованные родители, приветственная речь директора и первый звонок - все это уже в прошлом. Настали обычные учебные будни, со всеми их монотонными обязанностями, проблемами и разочарованиями. Что же делать родителям первоклашек, если жизнь в школе оказалась совсем не такой, как ее представлял ребенок?
 
Увы, чем торжественнее и интереснее было 1 Сентября, тем скучнее и однообразнее может показаться первоклашке остальной процесс учебы, который не имеет ничего общего с праздником.
"Теперь ты стал большим! Ты должен каждое утро отправляться в школу, как мы ходим на работу", - уверяют юного школьника мама и папа. К сожалению, у ребенка вряд ли сложилось представление о взрослой жизни, как о череде различных обязанностей. Для него взрослый мир - это когда можно смотреть допоздна телевизор, без разрешения есть конфеты и вообще не слышать постоянное "ты еще маленький, тебе этого делать нельзя". Именно этого он ждет, когда его во всеуслышанье называют взрослым. А что оказывается на деле? Теперь он вынужден жить по строгому расписанию, а привычные "дошкольные" забавы стали наградой за успешные оценки и хорошо выполненное домашнее задание. Оказывается, не такая уж она интересная, взрослая жизнь. Вполне возможно, что некоторые родители столкнутся с тем, что ребенок перестанет хотеть "быть взрослым". Он может начать капризничать по пустякам, "разучится" самостоятельно держать ложку или завязывать шнурки. Таким образом он будет яростно протестовать против школы. Что же делать, если ребенок всячески дает вам понять, что он не хочет учиться?
Начать придется, как обычно, с себя. Попытайтесь припомнить свои собственные школьные годы (не сомневаемся, что вы это уже делали и даже успели поделиться своими воспоминаниями с ребенком). Вы, конечно, обожали готовить домашнее задание, первым в классе поднимали руку и больше всего на свете любили отвечать у доски? Нет? Странно. Хотя ничего необычного тут, конечно, нет. Психологи утверждают, что осенние депрессии у взрослых часто напрямую связаны с воспоминаниями об учебном процессе. Поэтому, если уж вы не можете поделиться чем-то позитивным, лучше вообще промолчать, дабы не усугублять.
Никогда не позволяйте себе при ребенке обсуждать его школьного учителя, а тем более отзываться о нем негативно. Лучше завести с ним добрые, доверительные отношения и вместе штурмовать эту высоту под названием "первый класс". А с ребенком можно поиграть в увлекательную игру - Самый Лучший В Мире Учитель, который преподает в Самом Лучшем В Мире Классе, который находится в Самой Лучшей В Мире Школе. Если вам удастся убедить свое чадо во всем вышеперечисленном, ему не останется ничего, как стать Самым Лучшим В Мире Учеником, чтобы соответствовать.
Особое внимание следует уделить "домашним" детям, которые не посещали детский сад и не ходили в подготовительную прогимназию (кстати, если нас читают родители 5-6-летних детей, очень советуем определить своего ребенка в такую подготовительную школу! Слез, скандалов и проблем потом будет значительно меньше). Дети, которых воспитывали бабушки и няни, обычно отличаются более развитым воображением и логическим мышлением, но в классе они могут "затеряться". Они привыкли быть ядром гелиоцентрической системы под названием семья, вокруг которого вращаются родители и прочие родственники. В школе же таких "солнышек" по 20-25 в каждом классе, поэтому ребенку, которому без труда доставалось все внимание дома, достаточно сложно будет проявить себя в детском коллективе, где внимание учителя раздается всем одинаковыми порциями. Такой ребенок может начать хулиганить в классе, срывать уроки, лишь бы его заметили. Может возникнуть и другая крайность - малыш уйдет в себя, будет стесняться поднимать руку и отвечать. Один мудрый папа предложил своему не в меру зажатому сыну поиграть в "магазин". Приготовленные им уроки - это товар, который он завтра должен продать в классе, получив за это "деньги" - отметки. Условие было жестким - нереализованного товара должно остаться как можно меньше.
Домашнее задание. Родителям придется ужаснуться тому, что и в каком количестве будут задавать их детям. Самое главное - не подавать виду, что это слишком много, тяжело, да и, вообще, нас учили совсем не так, а нынешние методики никуда не годятся. Современный ритм жизни требует значительных знаний, и, как было сказано в знаменитой "Алисе в Стране Чудес", "приходится бежать в два раза сильнее, чтоб только остаться на прежнем месте". Поэтому лучше не возмущаться, а помогать всеми силами. Прежде всего, организуйте время ребенка. Известный психолог Эрик Берн утверждал, что нет ничего более невыполнимого, чем поставить задачу, которую нужно выполнить за определенное время. Например, "ты должен решить этот пример за пять минут". Здесь пересекаются часовое время (пять минут) и целевое (решить пример). Перед ребенком встает определенная дилемма: решать пример или укладываться в пять минут? Лучше сформулировать свое задание так: "мы пойдем гулять, когда ты решишь пример". И уж совсем некстати ставить перед малышом заведенный будильник.
И последнее. В распорядке дня и нагрузках членов семьи изменилось очень многое. Постоянным должно оставаться только одно - психологический климат. Какие бы оценки из школы ни приносил ваш отпрыск, как бы ни огорчали вас его двойки, он должен быть стопроцентно уверен - вы его любите любым, школа абсолютно ничего не изменила в вашем к нему отношении.
Играем в школу
        Когда ребенок идет в школу, как правило, он не меньше думает о новых играх и друзьях, о взаимоотношении с учительницей, чем об уроках, заданиях и отметках — социальные и познавательные побуждения, дополняя друг друга, гармонизируют школьную жизнь ребенка. В самом деле: легко можно представить общительного двоечника, который имеет много друзей, однако, совсем не любопытен — и, конечно, по отношению к нему школа не выполняет своего основного предназначения — образовательного. Не редок и другой случай — сосредоточенный на учебе отличник является мишенью для насмешек своих товарищей, и его школьную жизнь вряд ли можно назвать счастливой. 
       Источником горьких переживаний первоклассника может быть не только плохая отметка, но и конфликты с соучениками. С началом школьной жизни ребенок вступает в совершенно новые социальные отношения с другими людьми. В чем их особенность? Дело в том, что по отношению к учителю ребенок оказывается в положении зависимого, принимающего информацию (знания) и оценку (отметки и похвалы). При этом ответить тем же ребенок не может — он выражает свое отношение к учителю только признательностью и готовностью сотрудничать. Здесь главенствует стремление к знаниям, познавательные побуждения. 
       Что же касается отношений с другими учениками, то здесь ребенок вступает в равноправные кооперативные отношения, основанные на дружбе, симпатии и общих школьных интересах. Дети могут взаимно радоваться, обижать или порицать друг друга, но при этом они обладают одними и теми же возможностями выражения своих чувств. В отношениях с детьми, как правило, преобладает социальное побуждение, стремление к общению. 
       Это различие способов общения в школе выражено гораздо сильнее, чем в детском саду или дворовой группе, и для хорошей школьной адаптации ребенок должен обладать богатым репертуаром приемов общения — принимать роли ученика и товарища, отличника и двоечника, выслушивать похвалу и переносить наказания, выражать и принимать агрессивность. Именно отсутствие умения правильно и гибко общаться нередко изменяет в худшую сторону отношение ребенка к школе, причем ключевой проблемой является агрессивное поведение. 
       Повседневное поведение первоклассника напоминает сообщающиеся сосуды "семья — школа": он учится уклоняться от конфликтов там, где встречается большее сопротивление, но при этом выражает агрессию в другой среде, где он не опасается слишком сильного наказания. Если же ребенок испытывает давление и в семье, и со стороны школы, это быстро приводит к истощению нервной системы и возникновению неврозов. 
       Опытный педагог, как правило, по поведению в классе легко может вос
произвести семейную ситуацию ребенка. Потому что именно в семье он приобретает первые образцы общения, в том числе и умение разрешать сложные ситуации. Прежде чем перейти к ролевым играм и упражнениям, воспроизводящим школьную ситуацию, зададимся вопросом.
Как же стиль воспитания влияет на особенности общения ребенка? Психологами и педагогами давно замечено, что чрезмерное подавление приводит либо к защитно-агрессивной реакции ребенка при отсутствии доверия к другим людям, либо, напротив, к чрезмерной пугливости, неспособности постоять за себя. И то и другое приносит в школе большие неприятности. 
       С другой стороны, стиль попустительский тоже нарушает правильную оценку ребенком ситуации: он не знает, что можно, а что нельзя, и рискует попасть впросак в общении с другими людьми. Вседозволенность — "медвежья услуга" ребенку, которому придется столкнуться с правилами поведения и внешними требованиями в школе. 
       Правильное воспитание построено на взаимном уважении и доверии в семье при сохранении статусных различий: ребенку не следует допускать панибратских отношений с родителями, которые, в свою очередь, не должны вести себя инфантильно, провоцируя неуважение со стороны ребенка.   
       Что же делать, если Вы несколько обеспокоены тем, как Ваш ребенок общается? Поиграйте с ним! Дайте ему роль того персонажа, качеств которого, на Ваш взгляд, ему не хватает. Если Ваш ребенок излишне пуглив — дайте ему сыграть злого волка, чтобы он сумел изжить свой страх. Если же он излишне агрессивен — пусть сыграет тихого мудрого ослика Иа-Иа и почувствует, что можно общаться и мирно. В сценках из школьной жизни это могут быть старшеклассник-хулиган, справедливый учитель, верный друг-одноклассник и т. д. Играя в школу, обратите внимание на распределение ролей в соответствии с характерами детей!
Сокол и лиса
Игра моделирует ситуацию обучения и служит развитию произвольности. 
Выбираются сокол и лиса. Остальные дети — соколята. Сокол учит своих соколят играть. Он бегает в разных направлениях и одновременно делает разные движения руками (вверх, в стороны, вперед и какие-либо более замысловатые). Стайка соколят бежит за соколом и следит за его движениями, стараясь точно повторить их. В это время из норы вдруг выскакивает лиса. Соколята быстро приседают на корточки, чтобы лиса их не заметила. (Лиса появляется по сигналу ведущего и ловит только тех, кто не присел.) "Пойманный" соколенок на время выбывает из игры.
Сосед, подними руку
Игра воспитывает произвольность, привычку соблюдать правила и внимание к товарищам - "одноклассникам". Играющие, сидя или стоя (в зависимости от условий), образуют круг. По жребию выбирают водящего, который встает внутри круга. Он спокойно ходит по кругу, затем останавливается напротив одного из игроков и громко произносит: "Сосед!" Тот игрок, к которому обратился водящий, продолжает стоять (сидеть), не меняя положения. Водящий должен останавливаться точно напротив того ребенка, к которому он обращается. А оба его соседа должны поднять вверх одну руку: сосед справа — левую, а сосед слева — правую, т. е. ту руку, которая ближе к игроку, находящемуся между ними. Если кто-то из ребят ошибся, т. е. поднял не ту руку или вообще забыл это сделать, то он меняется с водящим ролями. Игрок считается проигравшим, даже если он только пытался поднять не ту руку.
Школа наоборот
Используется в условиях семьи для проигрывания конфликтных ситуаций 
Ребенок играет учителя, взрослый (мама, папа, бабушка) — нерадивого ученика. Можно подсказать такой сюжет для игры с куклой, но это менее привлекательно для ребенка. Учитель дает задание, ученик сопротивляется его выполнению, например: 
Учитель: — А теперь мы нарисуем солнце... Как оно выглядит! 
Учитель: — Ну-ка, давай вспомним. Оно красное или желтое? 
Ученик: — Зеленое! 
Учитель: — Молодец! А круглое или квадратное? 
Ученик: — Продолговатое! 
Учитель: — Правильно! Наша Таня (Маша, Лена) — молодец, вместо солнца — огурец! Ты, как всегда, отличница, заслужила хорошую отметку — двойку! Я очень похвалю тебя твоей маме! И зачем только такие способные дети ходят в школу, если они все знают? 
Примечание. Важно, чтобы ребенок понимал юмористическое содержание диалога. Можно проигрывать отказ выполнять задание, любые попытки непослушания на уроке — при этом ребенок и взрослый должны находить неожиданные, парадоксальные решения.
Лесная школа
Игра моделирует типичные школьные ситуации, пригодна для обучения различным навыкам, в том числе арифметике (считать орешки, листочки, звездочки и т. п.), и развивает произвольность поведения 
Лучше, если есть возможность собрать небольшую группу из двух-трех-четырех человек — пригласите поучаствовать в игре соседских детей и друзей. Каждый представляет кого-либо из животных, учитель (водящий) — мудрая Сова. Играя в первый раз, лучше назначить учителем взрослого или более старшего ребенка. Звенит звонок. Сова влетает в класс и говорит: "Здравствуйте, дети! Меня зовут Сова — Большая Голова. На другие имена я не откликаюсь, а забудете меня — очень обижаюсь. А вас как зовут?" Ученики отвечают хором, каждый голосом животного, которым он себя назначил. Сова говорит: "Ой, какие интересные совята, а какие шумные! Я таких никогда не видела! Давайте договоримся так — кто захочет отвечать, поднимает лапу или крыло. Как тебя зовут, детка?" Продолжают знакомство - давая "звериное" приветствие. 
Сова: "Ой, какие вы разные! Ну что ж, всем надо учиться. Давайте сначала рассядемся поудобнее" — они рассаживаются, соблюдая отношения в животном мире. "А теперь давайте договоримся о самом главном слове — оно должно быть всем понятно, это слово "мир". На каком языке мы будем его произносить? Давайте все выучим его. Теперь, если кто-то из вас будет обижать другого, давайте произнесем это волшебное слово". 
Далее моделируются любые школьные предметы. Например, естествознание. Сова: "Кто знает, сколько длится ночь?" Белка: "Мы спим пять часов!" Медведь: "Мы спим четыре месяца!" Сова: "Вот и неправильно! Что же такое ночь? Каждый знает, что ночь — это время, когда не спят, а приятно летать и охотиться! Какие странные совята! А ты как думаешь?" — обращается к тому, кто еще не отвечал (например, к зайцу), и т. д. 
На более высоком уровне игры дети должны отвечать с позиции "своей" зверушки, но постепенно понимать, что "правильным" считается только ответ с позиции Совы. В спорах об истине дети могут обращаться к товарищам и апеллировать к мнению родителей ("А мама сказала, что медвежатам вредно ночью бегать и охотиться!"). Используйте вместо отметок призы — листочки, шишки, желуди (можно вырезанные из бумаги). Убедитесь, что дети умеют считать до 5 и понимают, какая отметка хорошая, а какая плохая. 
Игра "Лесная школа" — удобная и увлекательная форма для неназойливого сообщения знаний в первую очередь по предметам естественного цикла. Возможны модификации — например,
 
Первоклассник
В игре закрепляются знания детей о том, что нужно первокласснику для учебы в школе, воспитывается желание учиться, собранность, аккуратность 
Игра может быть проведена как в семье с одним ребенком, так и с группой детей. На столе у взрослого лежит портфель и несколько предметов: ручка, пенал, тетрадь, дневник, карандаш, ложка, ножницы, ключ, расческа. После напоминания о том, что ребенок скоро идет в школу и будет сам собирать свои вещи, ему предлагают посмотреть на разложенные предметы и как можно быстрее собрать свой портфель. Игра заканчивается, когда ребенок сложит все вещи и закроет портфель. Возможные модификации: если участвуют несколько детей, ввести элемент соревнования, если один ребенок — считать до 5. Нужно обращать внимание на то, чтобы складывать вещи не только быстро, но и аккуратно; не забывать поощрять тех, кто точно выполнил эти правила в игре.

 

 Министерство образования Республики Беларусь   

 

Телефоны: 8-017-508-12-76 (директор), 8-017-508-12-05 (учительская).  Электронная почта: kolodishi@minsk.edu.by